Пушистый вербный взгляд
Из финиковой косточки пробившись,
В горшочке дома пальмочка растёт.
В её прожилках, жар не позабывших,
Легенд библейских караван идёт:
Надежда в вере – мыслей сотрясенье -
Любовью в сердце истину нашла.
У каждого, кто верит во спасенье,
В руках - из пальм зелёная стрела.
А я поставлю к пальме своей близко
Три ветки вербы в вазочке с водой.
Весенний луч упавшим обелиском
Разбудит в почках отблеск молодой.
Проснутся почки вербным воскресеньем,
Раскроют вербной веточки секрет:
Пушистый взгляд её - отпор сомненьям -
Украсит мир, обережёт от бед.
Ирина Жгурова
Ближе к окончанию Великого семинедельного поста весь православный мир празднует Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим, которое открывает новый цикл весенних праздников. Люди как бы приветствуют Спасителя нежными веточками вербы. Их освящают в церкви, а потом приносят домой. Считается, что они охраняют дом от болезней.
Этот праздник на время прерывает скорбь поста и предваряет светлую и радостную Пасху, которая начнется через неделю. Он означает славу Христа, как всемогущего Бога, который только что воскресил Лазаря. И когда Спаситель въезжал в Иерусалим, все ликовали и смеялись, усыпали путь Его цветами и пальмовыми ветвями. Именно это и вспоминает Церковь в Вербное воскресенье. Верующие стоят с ветвями и зажженными свечами, как бы приветствуя Господа, победителя смерти. Но при этом именно в этот день Иисус вступил на путь, который привел его к страданиям и смерти на кресте. И каждый верующий в этот день должен подумать, что он ждет от Господа своего, не движет ли им корысть, и обратиться к любви и доброте Господней.
Есть множество примет, связанных с Вербным воскресеньем. Так ветер, который дует в этот день, будет преобладать весь год. Если на Вербное воскресенье светит солнце, то урожай фруктов и злаков будет богатым. Освященная верба, брошенная против ветра, по народным повериям, останавливает бурю, воткнутая в поле – оберегает посевы, а брошенная в пламя останавливает его действие. Человек, желающий избавиться от робости, должен в воскресное утро вбить в стену дома колышек из вербы. Бесплодной женщине, чтобы излечится, нужно есть почки освященной вербы.
Несмотря на то, что Вербное воскресенье приходится на пост, в этот день разрешено есть рыбу и пить вино. После воскресенья пост продолжается и на Страстной неделе верующие продолжают усердно поститься и молиться, приготовляясь к Пасхе.
http://ru.wikipedia.org/wiki/#.D0.98.D1 ... 0.B8.D1.8F
[
Православие
В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднества, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднество, и совсем не имеет попразднества, так как за ним сразу следует Страстная Седмица.
Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Народные традиции в России
В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.
В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».
Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбищеВербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.
Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).