Зэки строили поселок. Зона располагалась там, где позже был разбит парк, т.е. к северу от школы Макаренко, которая раньше была школой Ленина. Главный вход в зону был со стороны Балхашской едва не напротив бани. За зоной поселок заканчивался, начиналось поле, а еще дальше было кладбище, которое сейчас находится на окраине поселка, на повороте в аэропорт.
В начале 1960-х годов кладбище было далеко в поле. В это поле мы ходили за подснежниками.
Зона была огорожена высоким деревянным забором с вышками. Поверх забора была натянута колючая проволока (под током?), с наружной стороны проволока была натянута под углом. Если с забора и можно было спрыгнуть наружу, то только на проволочную сетку, к которой были привязаны консервные банки, издававшие шум. Была контрольно-следовая полоса, еще один ряд колючей проволоки (не уверен), тропа, по которой ходили солдаты и будки с собаками, сидевшими на цепи, прикрепленной к проволочному лееру. Зона охранялась хорошо. По рассказам, то была зона строгого режима. Сидели в ней махровые уголовники, говорят, что сиживали и незаурядные умы, один из которых, якобы, придумал едва ли не ранцевый вертолет для побега.
Не знаю, что уж то были за умы, но школа, общеобразовательная вечерняя школа в зоне действовала.
Каждое утро зэков строем выводили на работы. Они шли серым каре под охранной автоматчиков и кинологов с собаками. Шли молча, не спеша. Да и куда им было спешить. Каждая стройка, каждый строившийся квартал, дом, тот же "Горняк" представляли собой мини-зону, так же хорошо огороженную деревянным забором с вышками, колючей проволокой и прочими причиндалами. Помогало все это мало. Зэки регулярно совершали побеги. Несколько раз в год, уж не знаю, с какой частотой, поселок погружался в тихую панику, а пацаны в сладкий страх, круто замешанный на любопытстве. Зэк сбежал! Бегали недалеко. Как правило беглых быстро ловили. Один, помню, а может, то была легенда, спрятался во дворе одного из коттеджей, в помойке. Не выдержал, когда хозяйка опорожнила на него ведро с помоями, заматерился. Через несколько минут был пойман. Других (по моей детской памяти) как-то раз ловили даже с вертолета, возможно, даже отстреливали. Что-то было. Да вот и сдачу в эксплуатацию школы им. Ленина задержали на несколько месяцев. Говорят, что зэки устроили себе где-то под полом укромное местечко, надеялись пересидеть суету и бежать. Их искали, вскрывали полы. Вроде нашли.
Некоторые зэки, из числа послушных, ходили на работу и с работы вне строя. Вольноотпущенники. Их побаивались, но не все и не всегда. Тоже люди, мирные люди. Послушными были не все, о чем свидетельствует оставшийся после уничтожения зоны штрафной изолятор, сложенный из крепкого аксуекского гранита. Он стоял долго, может, и до сих пор уцелел. Внутри было несколько помещений, двухъярусные железные кровати. Стены и потолок расписанные весело и забористо. Зэки, которые не хотели работать, глотали гвозди, ножи, гайки. Всю эту фурнитуру доставал из их желудков поселковый хирург Лысковцев. Зэки прохлаждались на больничной койке. Один из них на строительстве "Горняка" как-то оттянул на бедре кожу и прибил себя к доске здоровенным гвоздем. Отдирать себя не давал, истошно орал. Отодрали. Нечего сачковать!
Пацаны жили с зэками мирно. Более того, вступали в сделки. Ты им чай через забор стройки, они тебе… Они тебе пулемет Максим на колесиках, ППШ, пулемет Дегтярева, карабин, щит, меч и прочие, нужные в мальчишеском хозяйстве вещи. В войнушку играть было одно удовольствие. Делали зеки и ножи с наборными ручками, и прочие сувениры, но то пусть рассказывает более старшее поколение. Нам хватало деревянного оружия. Иногда зеки ловили неосторожно забредшую на стройку собаку, пытались договориться с хозяином "на чай". Или собаку съедали, а может, и не съедали. Сколько же ходило всяких легенд!
С солдатами мы тоже дружили. Забирались к ним на вышки. Солдат мог дать подержать ППШ или карабин. Чтобы солдаты вели себя в поселке негодно, что-то я таких разговоров не помню. Вот уводили они поселковых девчат под венец - это да, это было. А так вроде бы все было тихо и мирно. Зато в Аксуеке был свой военный парад. Каждый праздник, два раза в год, 1 мая и 7 ноября парад в поселке открывал взвод солдат, браво маршировавший мимо трибун. За взводом, бывало увязывался местный не то алкоголик, не то дурачок, так за трибунами его уже ждали теплые руки милиционеров и следующие две недели мужик проводил в полезном труде.

А еще к западу от поселка было стрельбище. Там солдат учили стрелять. После стрельб пацаны бегали собирать гильзы, посидеть в блиндажах и траншеях. Тоже развлечение.
А потом зона уехала. Как-то быстро она свернулась и в один прекрасный момент исчезла. Это было где-то в 1970 году, наверное, не раньше. Ну, плюс-минус один год. Стало ясно, что поселок перестал строиться. И стало несколько грустно. Зато появился парк с пивнушкой, танцплощадкой, летним кинотеатром(не помню уже), укромными местами и кустами. Вот такие дела. Кто еще что вспомнит о времени строительства Аксуека - напишите. Я на полноту и истину в последней инстанции не претендую.